От автора: Ох и серьёзная тема детское воровство. Многие психологи до сих пор спорят в чем причина воровства у детей 4-7 лет «Мой ребенок ворует» Об этой теме тяжело говорить и признаваться родителям, поэтому я расскажу вам историю мальчика и попрошу вашего совета: Назовем мальчика Димой, ему 4,5 лет. В детском саду редко, да что-то стащит и спрячет в шкаф: машинку друга, заколку девочки, книжку из сада. Провели беседу, извинился, понял, вернул. А потом опять повторяется. В 6 лет случается еще одна вспышка воровства, только вместо машинки пропадает мобильный телефон. И часы с поддержкой звонков. И снова беседа, извинения и «я больше не буду».
Как думаете, в чем причина детского воровства? Осознанно ли это? Как можно изменить эту ситуацию? И возможен ли повтор в более взрослом возрасте?
Я попала в детский сад как раз на этот момент. Пригласила Диму к себе, пообщалась с педагогами, обратилась к родителям.
С помощью воровства Дима привлекал к себе внимание родителей. Пусть злость, пусть долгие беседы. Зато внимание и общение. Как исправилась ситуация? С Димой проводилась арт-терапия и сказкотерапия. А также совместная арт-терапия с родителями. Папа смог выйти на контакт, мама осталась нейтральной к ситуации. В течение 4 месяцев новых вспышек воровства не наблюдалось.
Но проблемы в семье это не единственная причина.
Другие причины детского воровства: - желание владеть чем-либо (чаще всего игрушкой);
- желание сделать приятный подарок кому-то из близких;
- желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какого-либо предмета или вещи;
- желание отомстить кому-либо.
Важно понимать: ребенок это делает без корыстных мотивов и это не имеет никакой криминальной подоплеки.
В чем виноваты родители? Основной толчок к совершению краж – это воспитание, его отсутствие, либо неправильная стратегия. Что делают родители НЕ ТАК?
- Отсутствие последовательности в воспитании, когда в одной ситуации ребенка могут наказать, а в другой — «закрыть глаза» на проступок, и за угрозой наказания не следует;
- Несогласованность требований взрослых, предъявляемых к ребенку; такая ситуация характерна для семей, в которых есть бабушки и дедушки, но нередко она встречается и в семьях только с папой и мамой, которые не могут договориться между собой, когда одно и то же действие ребенка оценивается по-разному;
- Вседозволенность, попустительство, которое может быть следствием безнадзорности, воспитания в стиле «кумир семьи», подмены общения материальным обеспечением;
- Сверхконтроль за поведением и действиями ребенка.
- Личный пример, когда родители сами подвержены мелкому воровству и открыто обсуждают это в семье.
Что могут сделать родители? Беседа – главный инструмент. Выскажите вашу твердую, отрицательную оценку воровству. Расскажите о последствиях, о переживаниях и чувствах окружающих;
Проигрывание – проиграйте ситуацию воровства со сменой роли, где ребенок сам становится обокраденным. Обсудите его чувства и мысли.
Сказки – еще один вид воздействия. Прочитывание и обсуждение тематических сказок поможет ребенку понять переживания героев рассказов и сформировать своё мнение.
Внимание и забота – проявляйте как можно больше и чаще именно в такие моменты в развитии ребенка.
Обращайтесь к специалистам, спрашивайте совета у педагогов, не пускайте ситуацию на самотек.
А теперь я хочу ответить на некоторые вопросы по теме детского воровства: Почему ребенок берет чужую игрушку? Если в поле зрения такого дошкольника попадается новая игрушка друга, то он от всей души хочет именно её. Почему? Причина такого поведения кроется в особенностях сознания дошкольника: для него понятия «мое», «твое», «собственность», «чужое» абстрактны и малодоступны. Это прививается ребенку в общении с родителями, путем бесед и обсуждений ситуаций.
«Он принес из детского сада чей-то шарф и подарил мне!» Дети от всей души хотят сделать приятное своим близким, а отсутствие понимания «Как это найти правильно?» подталкивает их к самому доступному способу – взять у соседа (воспитателя). Это происходит из-за отсутствия понимания отрицательной оценки кражи в целом в сознании ребенка. И он искренне не поймет, почему вы его ругаете, ведь он так хотел сделать вам подарок»
«Неужели он не понимает, что его поймают и накажут?» На самом деле, нет. Он этого не понимает в силу своего возраста. Почему? А вот основные характеристики старшего дошкольного возраста:
- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразвитости произвольного сознательного контроля поведения;
- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;
- узость понятийного аппарата, трудность осмысления абстрактных понятий;
- осознание своего существования «здесь-и-сейчас», непонимание временных перспектив.
Тема детского воровства многогранна, но решаема! Не упустите момент и решите проблему в начале.